В читальном зале Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ проходит выставка проектных предложений архитектурного облика звонницы Храма Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца во Флоренции архитекторов Александра Владимировича Долгова и Артема Андреевича Трегубова.
Известно, что первая православная часовня во Флоренции появилась при доме семейства графа Дмитрия Петровича Бутурлина в 1815 году, а в 1818 близ арендуемого им палаццо Гвиччардини была открыта первая домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1840 году была перенесена в имение Демидовых в Сан Донато.
Известно, что первая православная часовня во Флоренции появилась при доме семейства графа Дмитрия Петровича Бутурлина в 1815 году, а в 1818 близ арендуемого им палаццо Гвиччардини была открыта первая домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1840 году была перенесена в имение Демидовых в Сан Донато.

Городской русский православный храм был построен и освящен во Флоренции в 1903 году итальянскими архитекторами Джузеппе Коччини (1840–1900) и Джованни Пичарелли (1862–1929) по проекту выдающегося русского архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского (1862–1929). Однако, ввиду запрета в католической Флоренции православных колокольных звонов, запроектированная М.П. Преображенским звонница не была построена.
Данное обстоятельство привлекло внимание широкой общественности в канун празднования 100-летия русского православного храма и получило отклик в виде инициативного дипломного проекта новой звонницы выпускника УралГАХА 2003 года Артема Трегубова, выполненного под руководством профессора Александра Владимировича Долгова. Для сбора исходных данных и обмеров строений подворья флорентийского храма в феврале 2003 года А.А. Трегубов посетил Италию по приглашению настоятеля храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца протоиерея Георгия Блатинского.
Данное обстоятельство привлекло внимание широкой общественности в канун празднования 100-летия русского православного храма и получило отклик в виде инициативного дипломного проекта новой звонницы выпускника УралГАХА 2003 года Артема Трегубова, выполненного под руководством профессора Александра Владимировича Долгова. Для сбора исходных данных и обмеров строений подворья флорентийского храма в феврале 2003 года А.А. Трегубов посетил Италию по приглашению настоятеля храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца протоиерея Георгия Блатинского.

Дипломная работа А.А. Трегубова была отмечена золотой медалью УралГАХА 2003 года и в ноябре этого же года представлена на научной конференции, посвященной 100-летию русского храма во Флоренции, получив публичное одобрение и рекомендацию к продолжению разработки с возможными вариантами.
Уже к маю 2005 года с учетом замечаний было предложено два варианта звонницы: галерейного и пространственно-открытого типов, которые были представлены широкой культурной общественности Флоренции 16 мая 2005 года в конференц-зале при палаццо Питти. Итогом состоявшегося обсуждения стало мнение собрания о доверии общине русской церкви во Флоренции самостоятельно выбрать вариант для завершения проектирования и строительства.
Однако, первоначально, необходимо было окончить обширный комплекс ремонтно-реставрационных работ, уже ведущихся на территории храма, а также решить вопросы финансирования нового строительства. Образовавшаяся временная пауза позволила архитекторам разработать еще несколько вариантов звонницы, из которых в 2021 году православная община выбрала вариант № 6, включив его архитектурный облик и параметры в техническое задание на эскизный и рабочий проекты звонницы. Предполагалось, что завершающий этап проектирования будет осуществлен как совместная работа российских и итальянских архитекторов на спонсорские средства.
Уже к маю 2005 года с учетом замечаний было предложено два варианта звонницы: галерейного и пространственно-открытого типов, которые были представлены широкой культурной общественности Флоренции 16 мая 2005 года в конференц-зале при палаццо Питти. Итогом состоявшегося обсуждения стало мнение собрания о доверии общине русской церкви во Флоренции самостоятельно выбрать вариант для завершения проектирования и строительства.
Однако, первоначально, необходимо было окончить обширный комплекс ремонтно-реставрационных работ, уже ведущихся на территории храма, а также решить вопросы финансирования нового строительства. Образовавшаяся временная пауза позволила архитекторам разработать еще несколько вариантов звонницы, из которых в 2021 году православная община выбрала вариант № 6, включив его архитектурный облик и параметры в техническое задание на эскизный и рабочий проекты звонницы. Предполагалось, что завершающий этап проектирования будет осуществлен как совместная работа российских и итальянских архитекторов на спонсорские средства.

Таким образом, вероятность осуществления одобренного общиной и руководством русской православной церкви во Флоренции варианта звонницы храма довольно высока и в обозримой исторической перспективе достижима, что может стать уникальным случаем межкультурного взаимодействия России и Италии на благо общечеловеческих ценностей и мира между народами.
Выставка будет работать до 28 сентября.
Выставка будет работать до 28 сентября.